Иностранный язык
Общая характеристика программы
Примерная программа по иностранному языку для основной школы
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования
и Требований к результатам основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные
идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих
программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих
программ и учебников могут предложить собственный подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на
основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях
разного профиля и разной специализации.
В примерной программе для основной школы предусмотрено дальнейшее
развитие всех основных представленных в программах начального общего
образования видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных
программ
основного общего образования имеет особенности, обусловленные,
во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными
социальными требованиями к уровню развития их личностных и
познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего
среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными
особенностями обучаемых.
Содержание каждого учебного предмета или совокупности учебных
предметов является отражением научного знания о соответствующей области
окружающей действительности.
Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему
научных понятий и соответствующие им способы действий, создает
необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного
мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает
операционно-технической базой перехода учащихся от учебной
деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной
деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной
школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной,
коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей
(технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой
ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и
целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в
основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных
действий, конкретизированной в отношении возрастных особенностей
учащихся. При этом формирование всех видов универсальных учебных
действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных предметов и их
циклов. Вместе с тем каждый из учебных предметов, кристаллизующий в
себе социокультурный опыт определенных видов деятельности,
предоставляет различные возможности для формирования учебных действий.
Предметы естественно-математического цикла в первую очередь создают
зону ближайшего развития для познавательной деятельности и
соответственно развития познавательных учебных действий; гуманитарные
предметы, в том числе предметы коммуникативного цикла, — для
коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий и т.
д.
Соответственно требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам (целям) обучения для каждой из примерных программ в
основной школе определяются тем, какие именно виды деятельности
превалируют в данном учебном предмете. Требования к результатам
обучения в примерной программе описаны на уровне конкретных личностных,
метапредметных и предметных действий, которыми должен
овладеть учащийся в итоге освоения программы учебного предмета.
Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14—15 лет)
является начало перехода от детства к взрослости, что находит отражение
в формировании элементов взрослости в познавательной, личностной
сферах, учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и
сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности,
что выражается в целенаправленной и мотивированной активности
учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью. Новый
уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции
учащегося, отличительными особенностями которой являются направленность
на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей,
овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление
контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного
сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты
деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Ведущей деятельностью подросткового возраста, по мнению психологов,
является интимно-личное общение со сверст- никами. Именно оно играет
особую роль в формировании специфической для этого возраста формы
самосознания — чувства взрослости. Интимно-личное общение со
сверстниками — качественно новая форма общения, основным содержанием
которой выступает установление и поддержание отношений с другим
человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения,
равноправия, ответственности. Развитие общения требует качественно
нового уровня овладения средствами общения, в первую очередь речевыми.
Самоопределение в системе ценностей и формирование основ мировоззрения в
отношении мира, культуры, общества, системы образования создают основу
формирования гражданской идентичности личности и готовят к выбору
профильного обучения для построения индивидуальной образовательной
траектории.
Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной
деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.
Формируется основа умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом,
оперировать гипотезами; мыслить абстрактно-логически (в словесном
плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами.
Развитие рефлексии выступает как осознание подростком собственных
интеллектуальных операций, речи, внимания, памяти, восприятия и
управление ими.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение
обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности,
что обусловливает развитие познавательных исследовательских
универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать
выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).
Требования к сформированности названных способностей определяются
системой требований к личностным и метапредметным действиям и
программой формирования универсальных учебных действий. Ключевую роль в
их формировании играет содержание учебных предметов и способы
организации учебной деятельности и учебного сотрудничества,
определяемые примерной программой по учебным предметам, в том числе по
иностранному языку.
Данная примерная программа включает четыре раздела: пояснительную
записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с
перечнем разделов, примерное тематическое планирование с указанием
минимального числа часов, отводимых на изучение тем, и определением
основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по
материально-техническому обеспечению учебного предмета.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела
программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными
документами и содержанием программы по иностранному языку для
начального образования; дается общая характеристика курса иностранного
языка, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется
целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных
педагогических задач в системе основного общего образования, а также
раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по иностранному
языку на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные
результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой
деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой,
физической, эстетической.
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания,
объединенного в содержательные блоки с указанием минимального числа
учебных часов, выделяемых на изучение каждого блока.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен примерный
перечень тем курса иностранного языка и число учебных часов, отводимых
на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и
основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного
процесса».
Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной
школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;
• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладения ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к
проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной
культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры
средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем
информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и
обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является
важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования:
начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала
обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее
представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения
на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как
учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого
поведения на родном и иностранном языках.
На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и
умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых
средств, улучшается качество практического владения иностранным языком,
возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой
активности.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной
направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации
обучения, большее значение приобретает
освоение современных технологий изучения иностранного языка,
формирование учебно-исследовательских умений, осознание места и роли
родного и иностранных языков в целостном поликультурном, полиязычном
мире как средств общения, познания, самореализации и социальной
адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств
личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм,
толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе
обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных
этапа: 5—7 и 8—9 классы. К концу обучения в основной школе (8—9 классы)
усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с
неизбежностью возникают вопросы:
• продолжать ли образование в полной средней школе (10—11 классы) или
в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме и
др.);
• если продолжать образование в полной средней школе, то на каком
уровне — базовом или профильном;
• если на профильном уровне, то какой профиль (из предлагаемых
школой) выбрать?
Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка,
которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она
способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей,
готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к
определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из
базовых учебных предметов, либо в качестве профильного. Продолжается
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее
составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Однако еще большее
значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации
обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации выбора, в том числе
предлагаемых в рамках предпрофильной подготовки, элективных курсов,
так называемых профессиональных проб и т. п.
Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный
характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных
ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач и развития творческого потенциала. Это должно дать
возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского
допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в
терминах Совета Европы). Данный уровень позволит выпускникам основной
школы использовать иностранный язык для продолжения образования на
старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразо-вания.
Основные содержательные линии. Первой содержательной линией учебного
предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных
видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки
оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что
обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели
обучения: речевой, языковой, социокультурной.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые
представляют собой результат овладения ино-
странным языком на данном этапе обучения. Формирование
коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а
также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования,
чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют
собой часть названных
выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной
компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые
составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в
социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные
содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает
единство учебного предмета «Иностранный язык».
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при
изучении иностранного языка:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного
языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в
целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя
гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие
(гуманистические, демократические) ценности, свою граждан-
скую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной
школе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам,
выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном
языке.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы
по иностранному языку:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как
средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая
свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного
лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах
на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и
странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,
одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую
догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным
и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой
переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также
справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать
свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием
значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах
изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко
излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• применение правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков
иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого
этикета);
• знание основных способов словообразования (аффиксации,
словосложения, конверсии);
• понимание и использование явлений многозначности слов иностранного
языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание
признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм
глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей,
существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков.
Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих
знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных
норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной
оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран
изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора
(скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и
научно-популярной литературы;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
изучаемого языка (всемирно известных досто-примечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в со-
временном мире.
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за
счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых
трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и ино-
странного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов,
словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться
определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от
коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной
школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения
иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, установления межличностных и
межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире,
осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как
средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и
через непосредственное участие в школьных обменах, туристических
поездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на
иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных
тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес).
Место учебного предмета в учебном плане
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и
литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая
основы филологического образова-ния и формируя коммуникативную культуру
школьника.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 525 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю)
для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на
этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части от
указанного количества часов составляет 395 ч, т. е. 75% учебного
времени. Остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть
программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ.
В ряде общеобразовательных учреждений Российской Федерации на
изучение иностранного языка выделяется более
3 ч в неделю, что позволяет изучать его более интенсивно и углубленно.
Различия в условиях обучения дают основания представить тематическое
планирование курса иностранного языка в двух вариантах.